Новости законодательства об НКО за январь 2018 года

Почему с руководителем должен быть трудовой договор?

Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации избрание или назначение на должность является основанием для возникновения трудовых отношений. Это означает, что с момента подписи протокола о назначении руководителя у него возникают трудовые отношения с организацией, и отсутствие трудового договора является нарушением трудового законодательства. Соответственно, трудовой договор с руководителем необходимо заключить.

Это подтверждается в том числе позицией Пленума Верховного суда (постановление от 2 июня 2015 г. N 21).
Дословно:«При рассмотрении споров, связанных с применением законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, судам следует исходить из того, что руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию (часть первая статьи 15, часть вторая статьи 57 ТК РФ). Трудовая функция руководителя организации в силу части первой статьи 273 ТК РФ состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.).»

Ситуация, когда в некоммерческой организации единственный учредитель принимает на себя обязанности руководителя, является спорной. Роструд высказывал мнение, что в данном случае трудовой договор с самим собой можно не подписывать. Тем не менее судебная практика сейчас складывается таким образом, что, по нашему мнению, лучше все-таки подписать трудовой договор, например, выдав доверенность на право подписания договора с руководителем. Это не будет нарушением.

О внеплановых проверках трудовой инспекции

последний день 2017 года были расширены основания для внеплановой проверки трудовой инспекцией, изменения внесены в статью 360 Трудового кодекса РФ. С 11 января 2018 года обращения и заявления граждан,
том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, информации из СМИ — о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, являются основанием для внеплановой проверки без предварительного уведомления работодателя.
Текст Федерального закона от 31.12.2017 № 502-ФЗ «О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации»
Об исполнителях общественно полезных услуг

Вступили в силу изменения, внесенные в Постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 N 89 «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг», позволяющие социально ориентированным некоммерческих организациям получать заключение о качестве оказываемых общественно полезных услуг и входить в соответствующий реестр на региональном уровне.

Изменения федерального закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которыми решение о включении организации в реестр исполнителей общественно полезных услуг может принимать как Минюст России, так и его территориальные органы, а заключение о соответствии услуг критериям качества организация может получить и в органах исполнительной власти субъектов, вступили в силу еще 25 ноября 2018 года. Вместе с тем, применение этих норм было невозможно без изменения правил принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и правил ведения реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.

Текст Постановления Правительства РФ от 24.01.2018 N 57 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. N 89»
О справках 2-НДФЛ

Начиная с представления сведений о доходах физлиц за налоговый период 2017 г. необходимо руководствоваться новыми правилами. 30 января 2018 года опубликован Приказ ФНС России от 17.01.2018 N ММВ-7-11/19@, которым внесены изменения в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@. Форма 2-НДФЛ изложена в новой редакции. Основные изменения связаны с предоставлением правопреемникам налогового агента возможности подачи сведений о доходах физлиц. Из раздела 2 «Данные о физическом лице — получателе дохода» исключены поля «Адрес места жительства в Российской Федерации», «Код страны проживания» и «Адрес». Также исключено отражение сведений об инвестиционных вычетах, предоставляемых налоговым агентом. Скорректированы порядок заполнения формы и формат ее представления в электронном виде.

Текст Приказа ФНС России от 17.01.2018 N ММВ-7-11/19@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@»
О взыскании задолженности по страховым взносам

Налоговые инспекции больше не будут обращаться в суд в связи с задолженностью плательщиков по страховым взносам в связи с тем, что в большинстве случаев суды отказывают в удовлетворении требований налоговых органов по причине предъявления заявлений о взыскании задолженности, право на взыскание которой утрачено органами ПФР и органами ФСС РФ до момента передачи налоговым органам функций по администрированию страховых взносов. При наличии случаев для признания задолженности невозможной к взысканию подлежит применению порядок по списанию такой задолженности органами ПФР и ФСС РФ.

Текст Письма ФНС России от 12.12.2017 № СА-4-7/25240 «О приостановлении налоговыми органами работы по взысканию в судебном порядке недоимки по страховым взносам, пеням и штрафным санкциям по страховым взносам, являющейся невозможной»
Об увеличении предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

В соответствии с Постановлением Правительства от 15 ноября 2018 г. N 1378 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 г.» работодатели при уплате страховых взносов за работников должны учитывать, что исчислять страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством необходимо до тех пор, пока сумма выплат не превысит 815 000 рублей (в 2017 году было 755 000 рублей). Что касается взносов на пенсионное страхование, то предельная база для их начисления с 1 января 2018 года составляет 1 021 000 рублей нарастающим итогом (в 2017 году было 876 000 рублей).

Действующее законодательство предусматривает, что страховые взносы на социальное и пенсионное страхование должны уплачиваться работодателями с учетом предельных баз для их начисления. В частности, на будущую пенсию уплачивают 22% от суммы выплат (зарплаты) в пределах предельной базы, и 10% — сверх этой суммы. Что касается взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то они уплачиваются только в пределах установленной правительством базы по ставке 2,9%.

В 2018 году некоммерческие организации, отвечающие определенным критериям, последний год применяют пониженный тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование.

О краудфандинге

Банк России в рамках поручений Президента РФ от 21.10.2017 №Пр-2132 и поручения Первого заместителя Председателя Правительства РФ от 14.11.2017 № ИШ-П13-7578 разместил законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)». Однако проектом прямо предусмотрено в пункте 2 статьи 1, что «действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с пожертвованиями имущества посредством инвестиционных платформ.» Закон будет регулировать отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий посредством инвестиционных платформ. Кроме того, он определит правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).

Текст законопроекта «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)»
О планируемых изменениях порядка государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона №332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Законопроектом предлагается закрепить правовые и организационные основы системы государственного и муниципального контроля. Законопроект призван заменить собой Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Государственный контроль (надзор) — осуществляемая в пределах установленных полномочий деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при реализации ими переданных государственных полномочий, деятельность иных уполномоченных органов и организаций, направленная на предупреждение (профилактику), выявление и пресечение нарушений гражданами и организациями обязательных требований, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений и восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований.

Обязательные требования — условия, ограничения, запреты, обязанности, устанавливаемые и предъявляемые к осуществлению гражданами и организациями предпринимательской и иной деятельности, совершению ими действий, результатам осуществления деятельности или совершения действий, использованию ими при осуществлении указанной деятельности, совершении действий производственных объектов, установленные в целях защиты охраняемых законом ценностей международными договорами Российской Федерации, актами органов Евразийского экономического союза, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Юридическую силу обязательных требований имеют также документы, не являющиеся нормативными правовыми актами (в частности, документы по стандартизации, документы, разработанные самими гражданами и организациями, в том числе учредительные документы организаций), если обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами применительно к определенным видам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Категории риска (классы опасности):

чрезвычайно высокий риск (I класс опасности);
высокий риск (II класс опасности);
значительный риск (III класс опасности);
средний риск (IV класс опасности);
умеренный риск (V класс опасности);
низкий риск (VI класс опасности).
Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль осуществляется в форме следующих мероприятий:

проверка;
плановое (рейдовое) обследование;
мониторинг;
контрольная закупка;
постоянный государственный контроль (надзор).
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования. До 1 июля 2022 года данный закон не будет применяться к сфере трудового законодательства.


Оставить комментарий

Здравствуйте